Виртуальная интервенция в руинах дома культуры

Текст, фото, 3D-модель: арт-группа «Алыча» (Москва), участники арт-резиденции «Выкса» в 2018 году.

В резиденции арт-группа «Алыча» реанимировала образ заброшенного Дома культуры им. В.И. Ленина, который когда-то был архитектурной доминантой центра Выксы.

Мы начали исследование города с налаживания контакта с локальными сообществами. Лазили по городу, искали интересные места и общались с местными жителями. Начинали с расспросов о ДК и потом пытались выяснить, занимается ли здесь кто-нибудь чем-нибудь забавным: музыкой, искусством, еще чем-то.

Выяснилось, что ситуация двоякая: с одной стороны, представители более старшего поколения по большей части погружены в ностальгию по 2000-ым (расцвет ДК) и нового ничего не делают.

С другой стороны, самыми подвижными в культурном плане оказались школьники))) — посетители/посетительницы мероприятий, которые проходят в арт-резиденции, и скейтеры. 

И вся их основная активность в принципе уже не сосредоточена в городе или в каком-то конкретном месте. У них есть айфон, на котором можно записать клауд-рэпчик по дороге в школу или смонтировать видео, ну или выложить в инстик нарисованную на планшете картинку. В общем, им уже не столь важно собирать аудиторию в каком-то физически осязаемом плэйсе, каким был Дворец Культуры.

Вероятно, когда молодежь тусовалась в ДК, это было известное место, нечто осязаемое. А теперь, когда личное присутствие необязательно, то может создаться ощущение, что ничего и нет вовсе. Однако если копнуть и поискать — то окажется, что всё есть.

В процессе нам постоянно приходили в голову всякие нехудожественные методы борьбы с этой фрагментированностью. Например, сайт сделать, где они бы все выкладывали свое творчество, или что-то подобное. Это все вряд ли работало бы, да и просто могло быстро устареть. 

Также между поколениями был явно заметен разрыв в понимании культуры вообще, и, что ли, процесса творения.

Поэтому мы позволили себе пофантазировать, и появился виртуализированный ДК, представленный именно в таком виде: на пересечении их набора образов, ценностей, знаний, культурных пластов и прочего. Чтобы, увидев его с абстрактной, но привлекательной стороны, и те, и эти жители Выксы могли бы принять его как кусочек своей идентичности, как нечто общее для них всех. И при этом он не призывает к конкретному действию, а просто сидит где-то в подкорке.

Теперь этот образ собран в 3D-модель. Заходите, разглядывайте и обязательно читайте! Тогда вам станет ясно, какое место во всей этой истории занимает обыкновенный баннер.

Послесловие. Авторы о себе

Арт-группа «Алыча» — это неформальное творческое объединение, реализующее художественные проекты по предварительному сговору.

Группа преследует принцип амачереализма*, а также проповедует идеологию аскейтизма** и облачной археологии***.

Участники являются адептами гибридного подхода к воплощению идей, где эффективная практика организации труда применяется в сочетании с угарообразующим методом поиска наиболее выразительных форм. 

_______________

*Амачереализм (от англ. amateur и рус. реализация) буквально — отрицание необходимости наличия узкой специальности для успешности воплощения идеи.

** Аскейтизм — термин, введенный Алычой при реализации арт-проекта «Штаб» на фестивале Архстояние 2017.

*** Облачная археология — комплексный подход, позволяющий проводить неинвазивное исследование общества и культуры посредством спекулятивного использования современных технологий.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована

тринадцать + восемь =