Актёры из Нижнего Тагила
Текст: Марина Говзман
Фото: Екатерина Толкачева, Александр Соло
Накрапывал дождь, я шла знакомиться с Федором и Катериной, создателями театрального проекта «Игра В..», живущими в Нижнем Тагиле. Первое впечатление от города было противоречивым. С одной стороны, индустриальные пейзажи всегда откликались во мне каким-то предельно трепетным чувством, с другой – ободранные стены домов, разруха, сами люди на улице в эту непогоду казались какими-то сиротливо-неприкаянными. Но переступаю порог квартиры в обычной нижнетагильской «сталинке» и моментально ощущаю контраст с блеклым бесцветным небом и какой-то вызывающей неухоженностью города. Стены коридора исписаны индейскими узорами – работа самих ребят, в детской – пенопластовый дворец-декорация, люстра с подвешенными перьями, в зелёной кухне — огромный нарисованный дракон. «Раньше мы часто переезжали, роспись стен — один из способов обжить квартиру. Так дети чувствуют, что они дома», — говорит Катерина. Они с мужем преобразуют пространство не только в собственном жилье. Всё в Нижнем Тагиле складывается и рифмуется вокруг них, как большое стихотворение.
Внутри зелёной кухни
Через несколько секунд после моего прихода раздаётся звонок в дверь – «Человек пришел!». «Никогда не знаешь с утра, кто будет сидеть на нашей кухне вечером», — говорит Катерина. На пороге появляется Сергей, один из актеров театра, блаженно улыбается, машет рукой. Вслед за ним появляется Фёдор, и тут же на столе возникает горячий чай, блины на скорую руку – начинается разговор.
– Давай начнем с феномена Тагила, с того, чем он отличается от других городов, – говорит Фёдор. – Это город на государевой дороге из Москвы во Владивосток. И сам он возник из народной воли, взять даже его основателей Демидовых, которые, в свое время, были людьми невысокого ранга. Сама среда здесь пульсирующая, и уже раз в истории нашей страны город стал важной точкой расширения России в Сибирь. Мы говорим так: миллионы тагильчан вышли на улицы столиц мира.
Катерина и Федор не коренные тагильчане, живут тут около двенадцати лет. Познакомились в Ивделе – небольшом городе на севере Свердловской области. Фёдор преподавал в местной школе, а Катерина приехала в этот суровый край как администратор циркового коллектива. Когда переехали в Нижний Тагил с маленьким сыном Кириллом, кроме одного чемодана у них больше ничего и никого не было. Но за короткое время, идейные и творческие, они обзавелись знакомыми и друзьями, которые до сих пор рядом. Семья тоже стала больше – сейчас у ребят трое детей, и все они принимают участие в театральных действиях.
Спектакль на развалинах
– В Тагиле очень много маленьких творческих групп. В самом начале истории нашего театра мы готовили постановку «Владимир Маяковский». Пьесу начинали ставить другие ребята, Кузнечик (Сергей, актер «Игры В..» – прим. авт.) был тогда в их команде. Мы с Катериной на тот момент жили в Тагиле уже пару лет и удачно им подвернулись. Познакомились, подружились и сделали спектакль вместе. Показывали прямо под открытым небом, на развалинах у городского цирка. Тогда реализация «Маяковского» столкнулась с типичной для небольших городов проблемой: нас запрещали то в одном, то в другом месте, в итоге остановились на такой необычной площадке. Пришло около сорока человек — немного, но это было начало..
Так практически спонтанно сложился театр «Игра В..». Сначала ребята показывали спектакли только в Нижнем Тагиле, сейчас ездят с постановками по всей Свердловской области. У каждого из проектов есть своя концепция. Один из первых назывался «Постфактум ко дню унитаза: ответ столичному говноедству». Тогда это мероприятие проходило только для своих и больше походило на перформанс – песни под аккомпанемент гитар и баяна, смелые мысли актеров.
Затем ребята начали ещё одно направление, на первый взгляд не столь авангардное, зато однозначно больше понятное публике — создание детских спектаклей. Сейчас их детские спектакли ждут в разных городах – от Ивделя до Туринска, школьники и ребята помладше принимают участие в интерактивах. И не просто участвуют, а ждут следующего визита, чтобы узнать продолжение истории.
– Мы определяем себя как «провинциальная интеллигенция». Само слово «провинциальная» подчеркивает состояние некой окраинности. Посмотришь на карту: вроде бы мы в Уральских горах, в самом центре России, но как раз из-за них всегда находимся внутри границы. Наш друг Леший (правда, он теперь в Москве живет) замечательно называет Уральские горы — «Великий водораздел». Только одна река смогла через них пробиться, река Чусовая, которая потом впадает в Каму, а та, в свою очередь, начинает соперничать с Волгой. Тут особая энергетика, особая магнитная энергия гор.
Цикличность и безвременье
– Наша деятельность всегда развивалась двумя путями, и эти пути были между собой взаимосвязаны и самостоятельны одновременно. Одна дорога под названием «Игра В..» – театр и общественное движение, вторая носит носит имя «Академия счастливого детства» –. создание детских спектаклей. Сейчас мы готовим к постановке большую интересную тему «Легендарный край», которая эти дороги объединяет. А еще вот уже несколько лет работаем над киноспектаклями, показываем их в школах и садиках.
Киноспектакли, которые делает «Игра В..» — это соединение заранее созданного видеоряда и сценического действия в реальном времени. Федор включает нам записи спектаклей: в одном из них детям показывают, как изготавливают колокола, в другом – как в мастерской ювелира плавятся настоящие камни.
– В самой первой части мы создаем героя. Необходимо придумать с детьми персонаж, с помощью которого автор будет познавать окружающую действительность. Так появляется второклассник Ромка-следопыт (его играет сын Федора и Катерины). Волшебник со своим помощником работают на сцене, а все, что они выдумывают, появляется на экране. Так у детей закладываются первые основы того, что есть грань между одним и другим волшебством, мы приоткрываем для них эти маленькие ларчики с сокровищами.
Федор читает стихи и рассказывает о своих спектаклях, и в зелёной кухне с добрым драконом уже сложно понять, где мы находимся – в Нижнем Тагиле, таёжном городе Ивдель, в питерской или любой другой кухне, где люди бесконечно курят и безостановочно говорят.
Географическая наследственность
– Если ты родился на этой территории, независимо от того, кто ты – русский или, например, татарин, ты бегал и топтал ту же самую землю, которую до тебя топтали люди триста лет назад совсем другого рода-племени, но вы на этой земле вместе выросли и взаимодействовали с одной и той же средой, у вас и подключение к ней должно быть схожее. У нас много друзей, которые разъехались в другие страны, но обязательно навещают Тагил. Здесь есть определенная сила, я называю это «географически обусловленная наследственность».
Был у нас замечательный Павел Петрович Бажов, мы о нем детям рассказываем, говорим, что писал он о труде, любви и народе. Он работал с историями, в основном, вокруг Екатеринбурга, а вся наша часть Урала с точки зрения мифологии практически чиста. Вот мы и замышляем реанимацию, пробуждение мифопоэтического сознания в современном человеке, наполняем пространство образами. Хотя мы — исторические материалисты, с этим уже ничего не поделаешь.
В географически обусловленной наследственности Фёдора сказы Бажова и мифология манси, коренного народа Урала, составляют единый сплав.
– Их пантеон богов абсолютно безвреден, он не встречает противодействия в виде, например, РПЦ. Когда мы исследуем какой-либо материал об этом народе, то видим: их общение с нематериальным миром носило «даче-обменный» характер. Ты — мне, я — тебе. Например, ты зовешь к себе в помощники духа, умасливаешь его согласно ритуалам, открытым отцами и дедами, даешь ему задачу, чтобы волки не ходили там, где ты своих оленей пасешь. Выполняешь все, что для этого нужно и видишь – сработало, не ходят волки. Раз так делаешь, второй, а если перестает работать – спокойно от этого духа отказываешься. Думаю, если бы эти духи не работали, они бы до нас информационно не дошли. Народ практически пропал, но силы, с которыми он взаимодействовал, наверняка остались. И это как раз делает всю игру чем-то большим.
Туманы Тагила
За запотевшим окном зелёной кухни становится чуть менее заметен заводской рыжеватый дым. Цветные облака, туманом накрывающие улицы, горожанам привычны – люди просто реже открывают окна и меньше гуляют в безветренную погоду. Но вообще здесь на это практически не обращают внимание.
– Мы стремимся показать, что жить интересно. Когда интересно жить, тебе хорошо в любом месте. Есть наша действительность, есть опыт, который всякий раз по-новому переживается поколениями. Когда то, во что мы играем, начинает проявляться, выходить самоцветами наружу, окружающий мир преображается. У нас есть один задуманный, но пока нереализованный проект под названием «Туманы Тагила». Название по аналогии с картинами Уильяма Тернера, который на своих полотнах изобразил туманы Лондона и таким образом сделал из этого бренд, с легкой руки построив туманный Альбион. И в данном случае туманы Тагила — это не те облака, которые выпускают за окном трубы завода. Это туманы-особенности, которые делают место притягательным и удивительным. Мы решили искать эти места не только в Нижнем Тагиле, это попытка выработать метод, который был бы применим на других территориях.
Если ты родился на этой территории, независимо от того, кто ты – русский или, например, татарин, – ты бегал и топтал ту же самую землю, которую до тебя топтали люди триста лет назад совсем другого рода-племени, но вы на этой земле вместе выросли и взаимодействовали с одной и той же средой, у вас и подключение к ней должно быть схожее. У нас много друзей, которые разъехались в другие страны, но обязательно навещают Тагил. Я называю это «географически обусловленная наследственность»
На кухне словно разворачивается импровизированный спектакль, в ход идут наглядные примеры: из пластилина раскатывается карта, на карте вырастает Лисья гора, горы Уральские – «Великий водораздел». Лисья становится огнедышащим вулканом, как десятки миллионов лет назад. Игры с действительностью воплощаются у Федора и вдохновленных им людей на сцене и в жизни: один из спектаклей основан на придуманной им легенде о найденной рукописи. По легенде снят фильм, а для детей по этому фильму организован квест – сначала они ищут письмена, затем пытаются отгадать ее секрет. Созданная ребятами история выглядит настолько реалистично, что я «купилась» и только после признания Федора поняла, что легенда выдуманная.
«В городах обретаются тысячи слов, словно пыль на свету…», — это из стихотворения близкого друга семьи, Лешего.
…Ещё Фёдор рассказывает, что, если не побояться и пройтись по швеллерам, которые установлены на высоком постаменте перед краеведческим музеем, можно услышать, как они звучат: мощные металлические профили откликнутся на твою дрожь и раскачивания, как струны.
Оставить комментарий